
Воздействие изменения климата признано «множителем угроз», который взаимодействует с существующими рисками и усиливает их во многих регионах мира. В этом отношении бассейн озера Чад (БОЧ) не является исключением. Существуют постоянные опасения по поводу его исчезновения, в то время как около 30–40 миллионов местных жителей зависят от ресурсов озера в своём образе жизни — рыболовства, сельского хозяйства и животноводства, особенно в верхнем течении водосборного бассейна. Население региона характеризуется низкими показателями социально-экономического развития, низким уровнем образования, высокой степенью бедности, слабой национальной интеграцией, историческим отсутствием внимания со стороны властей, а также как воспринимаемой, так и реальной маргинализацией. Существует острая необходимость в адаптационных мерах для спасения озера и жизней людей, проживающих в прилегающих районах.
Бассейн Аральского моря (БАМ) демонстрирует схожие, но контекстуально специфичные характеристики как самого бассейна, так и его населения. Занимая площадь около 26 000 квадратных миль и будучи ранее четвёртым по величине озером планеты, Аральское море медленно умирает, сократившись примерно до одной десятой своей прежней площади. Очевидными физическими причинами являются масштабное отвлечение рек Амударья и Сырдарья на нужды ирригации, чрезмерное загрязнение вод, повторяющиеся засухи и деградация земель. Это основные проблемы, связанные с водой, которые угрожают развитию человеческого потенциала стран БАМ. Последствия включают рост числа людей, страдающих хроническими заболеваниями, токсичность окружающей среды, загрязнение грудного молока у матерей, а также высокий уровень безработицы из-за исчезновения большинства видов рыб и краха некогда процветающей рыбной промышленности. Несмотря на предпринимаемые меры по восстановлению БАМ, включая различные планы действий, изменение климата наряду с другими проблемами продолжает осложнять доступ к ресурсам бассейна.
Население этих двух регионов станет ещё более уязвимым перед водными рисками — засухами и климатически обусловленным загрязнением воды — если не применять многомерные подходы. Для решения этих проблем ключевым фактором является знание. Несмотря на существующие инициативы, знаний о водных ресурсах всё ещё недостаточно, и их потребность сохранится в будущем. Это знание и его практическое применение должны эффективно передаваться другим участникам, включая неправительственные организации и государственные структуры. Отсутствие обмена знаниями снижает потенциал местных пользователей и, как следствие, делает управление водными ресурсами ещё более сложным. Бассейны озера Чад и Аральского моря нуждаются в «молодой и разнообразной силе», основанной на знаниях и способной справляться с существующими и возникающими вызовами в области водных ресурсов.
С этой целью предлагаемый проект направлен на укрепление знаний, содействие их распространению, развитие новых компетенций и продвижение исследований в этих двух регионах.
Проект повышает уровень знаний по таким темам, как «Управление и сотрудничество в области водных ресурсов», «Экономика управления водными ресурсами», «Изменение климата», «Водные ресурсы и безопасность», «Гендерные аспекты водной политики» и «Экологическая справедливость». Это достигается посредством разработки нового учебного модуля, охватывающего указанные направления. Все вышеперечисленные темы актуальны для обоих бассейнов и помогают решать местные потребности и проблемы.
Возможности онлайн- и офлайн-мобильности в рамках магистерских программ, предлагаемых партнёрами консорциума, способствуют обмену знаниями об изменении климата, его воздействии на водные ресурсы и поиску более эффективных способов их использования. Кроме того, участие НПО и государственных структур укрепляет процессы и механизмы принятия решений, учитывая различные стороны и их точки зрения.
Развитие потенциала в регионах БАМ и БОЧ поддерживается через проведение двух летних школ. Их участники — в основном студенты и молодые специалисты в области водных ресурсов — изучают местные практики управления и способы их совершенствования.
Преподавательский состав, участвующий в разработке учебного модуля, проходит курсы подготовки (ToT) (в гибридном формате), чтобы обеспечить высокий уровень качества учебного материала.
Проект также способствует развитию исследовательской деятельности, поддерживая студентов в освоении академического письма, что позволяет им создавать собственные научные статьи и публиковать их в журналах.
По всем вопросам сотрудничества обращайтесь по эл.адресу или телефону: